#Литература | Картины и прочее :)


В саду
1885
Ренуар
Эрмитаж, Питер

Одна из значительных работ, несет явный оттенок автобиографии. 21 марта 1885 года Алина Шариго родила Ренуару первенца и с этого момента у них началась настоящая семейная жизнь.

Здесь изображен момент объяснения в любви: мужчина предложил любимой руку и сердце, уже сказаны все слова и он ждёт решения девушки; девушка же показана в момент принятия решения, она имеет несколько растерянный и задумчивый вид.

Картина долгое время находилась в собственности Ренуара и нигде не выставлялась, оставаясь практически неизвестной;
7 декабря 1901 года была выкуплена у художника за 10000 франков, через два года её за 50000 франков купил немецкий коллекционер Отто Герстенберг.

Во время Второй мировой войны была отправлена в СССР в счет репараций.

Долгое время хранилась в запасниках Эрмитажа и впервые была показана публике лишь в 1995 году на Эрмитажной выставке трофейного искусства.
 

Праздник венков из роз
1506
Альбрехт Дюрер
Пражская Национальная галерея

Картина была заказана Дюреру немецкими купцами, обосновавшимися в Венеции, в то время, когда художник находился в этом городе. Алтарный образ предназначался для церкви Сан-Бартоломео.

По словам самого Дюрера (его письмо Виллибальду Пиркгеймеру от 8 сентября 1506 года), эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь гравёром, что он также настоящий живописец.

Император Рудольф II позднее (1585) приобрёл картину «Праздник венков из роз» и переправил в Прагу.
 

Ёлочный торг
1918
Кустодиев

Радостное чувство жизни и движения пронизывает полотно. Хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует затейливые узоры снежная зима, и все это окутано хвойным ароматом.
 

На севере диком
1891
Шишкин

Назвав эту картину первой строчкой известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на её источник.

Как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

Это художественное произведение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовились выпустить в свет к 50-летию со дня гибели поэта.

Заказчиком был петербургский издатель П. П. Кончаловский, один из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева.
В подготовке богато иллюстрированного издания приняли участие М. А. Врубель, В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов.
 

Белый квадрат (Белое на белом)
1918
Малевич
Нью-Йоркский музей современного искусства

Белый квадрат был одним из трёх супрематических квадратов Малевича, два других — чёрный и красный.

Фон картины написан чуть тёплым оттенком, с долей охры. Квадрат написан холодным голубоватым оттенком. Он немного повёрнут и находится ближе к правому верхнему углу — такое положение создаёт иллюзию движения.
 

Невеста и жених
1916
Амедео Модильяни

Модильяни писал в основном индивидуальные портреты. Эта картина является одним из редких исключений.

Необычным в композиции картины является и то, как расположены фигуры. В нижнем левом углу видны только голова и плечи женщины, тогда как мужчина в правой части картины изображён от груди до головы, а его макушка не умещается на холсте. Ясно видно чередование «пустого» пространства и более детально прорисованными частями.

Геометрические упрощения лиц говорят о влиянии кубизма и в то же время напоминают строгость африканских масок — страстного увлечения Модильяни. Подпись художника в правом нижнем углу выполнена заглавными буквами и обведена рамкой как отдельный изобразительный элемент.
 

Рейтан. Упадок Польши
1866
Ян Матейко
Холст, масло. 282 × 487 см
Королевский замок, Варшава

Картина изображает события апреля 1773 года, когда Тадеуш Рейтан пытался сорвать сейм и не допустить раздела Речи Посполитой. Чтобы не выпустить депутатов из зала заседаний, Рейтан лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!»

В последний третий день работы «Разделительного сейма», который проходил в Варшаве, сейм должен был ратифицировать раздел земель Речи Посполитой между Пруссией, Россией и Австрией. Центральной фигурой картины является шляхтич Тадеуш Рейтан, который в отчаянии пытается предотвратить позорное для его родины событие. Лежащему в дверях Рейтану Адам Понинский указывает на русских гренадеров, которые видны в зале за дверью.

Несмотря на сопротивление деятелей польской эмиграции картина была показана на выставке в Париже в 1867 году, где была награждена золотой медалью.
 

Золотая осень
1895
Исаак Левитан
Холст, масло. 82 × 126 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы». Она также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника.

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме неё, включают «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1891—1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие полотна.
 

Большевик
1920 год
Борис Кустодиев
Холст, масло. 101 × 141 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Гигантская фигура большевика, который держит в своих руках развевающийся красный флаг и идёт по заполненной толпой улице меж дворцов и домов к церкви, ставшей на его пути в «светлое будущее».

Картину Кустодиев написал как осмысление им причин и последствий Октябрьской революции 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики. Желая выразить «чувство стихийного в большевизме», художник прибег к несвойственной его творчеству аллегории, написав большевика как нового бога из «коммунистического рая».

Кустодиев побоялся отправлять картину на выставку, считал, что её сочтут провокацией по отношению к советской власти. Однако вскоре работа стала рассматриваться критиками как классика советского изобразительного искусства первых послереволюционных лет, решённая в наивно-символической манере.

Сейчас картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
 

Вид на собор в Солсбери из епископского сада
1823
Джон Констебл
Холст, масло. 87,6 × 111,8 см
Музей Виктории и Альберта, Лондон

А помните историю про Скрипалей в Солсбери? И как потом два взрослых мужика нелепо блеяли про "посмотреть знаменитый собор"? Так он и вправду знаменитый)

В начале 1820-х годов по заказу своего друга архидиакона Джона Фишера Констебл написал несколько набросков, этюдов и картин с видом на знаменитый средневековый Солсберийский собор. Наверное, самая известная из этих работ — вид на собор из епископского сада, где пластика живой арки, образуемой тенистыми деревьями на переднем плане, эффектно сочетается с изысканностью готического здания вдали. Такое разделение полотна на два плана — тёмный передний и светлый задний — создаёт эффект «картины в картине».
Как и на картинах немецких романтиков, собор здесь служит не просто изображаемым объектом, а символом национальной истории и гармонии вселенского порядка.
 

Автопортрет.
Зима 1840/1841
Тарас Шевченко
Холст, масло. 43 × 35 см
Национальный музей Тараса Шевченко, Киев

Тарас Григорьевич был не менее талантливым художником, хотя знают его в основном как украинского поэта и мыслителя. Так же сохранились его картины к своим произведениям, например "Катерина.

О создании произведения вспоминает друг Шевченко по Академии художеств Ф. П. Пономарёв:

"Я был с Шевченко самый близкий друг. В конце 1830-х и в начале 1840-х годов мы были неразлучны почти ежедневно. Он жил на Острову, в 5-й линии, дом Аренста, а я в Академии художеств, где имел мастерскую, данную мне за успехи в рисовании и лепке. Эта мастерская (бывшая старая церковная ризница) состояла из одной комнаты с антресолями. На этих антресолях мой бедный Тарас помещался во время тяжкой своей болезни, поглощавшей наши скудные средства. В это самое время он написал с себя масляными красками портрет: …"
 

Чёрная речка
1985
Стуканов
Картон, масло. 70 × 56 см
Частная коллекция, Ростов-на-Дону

Картина была написана Леонидом Стукановым в 1985 году после очередного посещения «загородной резиденции» художника Александра Жданова в подмосковном посёлке Мозжинка, неподалёку от Звенигорода. Жданов изображён на картине в нижнем левом углу, в виде сгорбившейся чёрной фигуры на мосту над рекой.

В 2017 году графическая реплика картины «Чёрная речка» была использована Александром Кисляковым для создания постера персональной выставки Леонида Стуканова «Граф»
 

Художник в мастерской
ок. 1628
Рембрандт
Дерево, масло. 24,8 × 31.7 см
Музей изящных искусств, Бостон

На картине изображена мастерская художника, которая возможно соответствовала комнате, где работал сам Рембрандт. Запечатлён момент противостояния художника и его мольберта. Из-за того, что мольберт располагается на переднем плане, а художник в глубине комнаты, фигура мольберта принимает монументальные размеры, отбрасывая огромную тень на дверь, словно не допуская вмешательство в отношения художника и его полотна. В качестве художника Рембрандту, возможно, позировал его ученик Геррит Доу.

Художник одет в широкополую шляпу и блузу, будто присутствуя на некой церемонии. Он не обращает никакого внимания на зрителя, полностью погрузившись в своё полотно. Сам мольберт повёрнут к зрителю обратной стороной, таким образом художник и холст становятся единственными действующими лицами картины.
 
UP7u1.jpg

«Демон сидящий»
1890 год
Михаил Александрович Врубель

Период: Символизм
 
Великий инквизитор изгоняет спасителя
1974
Сальвадор Дали
Бумага, гравюра, акварель

Здесь Дали одновременно изобразил отца сюрреализма Андре Бретона, изгоняющего самого Дали (Сальвадора, то есть «спасителя») из движения в 1943 году, и собственное желание выбросить из окна 11-летнюю Дулиту, в которую художник был мучительно влюблен (реальным прототипом девочки, о которой Дали писал в «Тайной жизни», была Хулиета Пичот, приемная дочь друзей Дали).

А вы-то думали, это инквизитор сбрасывает с башни горящего жирафа)
 
Назад
Верх